АРП «ГЕОГРАФИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (6 класс)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края

Нерчинско — Заводский округ
МОУ «Олочинская ООШ»

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________________________
Первоухина Н.Е.
МО №1 от «25» 0823 г.
СОГЛАСОВАНО
ЗД по УВР
________________________
Петунина Н.С.
Методический совет №1 от «28» 0823 г.
УТВЕРЖДЕНО
директор
________________________
Шубина Т.К.
Приказ №2 от «30» 0823 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (6 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа по географии для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее – ПАООП ООО ЗПР) (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования «География», Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Общая характеристика учебного предмета «География»
Учебный предмет «География» входит в предметную область
«Общественно-научные предметы». Изучение предмета «География» обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся научное мировоззрение, освоение общенаучных методов
(наблюдение, измерение, моделирование). Освоение практического применения научных знаний основано на межпреметных связях с предметами «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология»,
«Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык»,
«Литература» и др.
Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному и социальному миру. Значимость предмета «География» для формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в углублении представлений о целостной научной картине природного и социокультурного мира, в углублении представлений об отношениях человека с природой, обществом, другими людьми, государством, понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы, в накоплении разнообразных впечатлений, формировании потребности получать эти впечатления (на прогулках, в путешествиях) и делиться ими. Изучение данного предмета обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности. Предмет «География» дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания обучающихся с ЗПР.
Программа отражает содержание обучения предмету «География» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «География» представляет определенную трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, трудностями самостоятельной организации своей учебной деятельности, сложностями при работе с текстом (определении в тексте значимой и второстепенной информации). Содержание программы позволяет совершенствовать познавательную деятельность обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развития способности аргументировать свое мнение, формирования возможностей совместной деятельности.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета
«География» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала; некоторый материал возможно давать в ознакомительном плане. При изучении географии обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие на полисенсорной основе.

Цели и задачи изучения учебного предмета «География»
Цель и задачи преподавания географии обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности обучающихся.
Общие цели изучения учебного предмета «География» представлены в Примерной рабочей программе основного общего образования.
Цель обучения географии обучающихся с ЗПР заключается в формировании географической картины мира; овладении знаниями о характере, сущности и динамике главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; понимании главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значении охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира.
Изучение географии на уровне основного общего образования решает следующие задачи:
 формирование у обучающихся с ЗПР представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального пользования;
 формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном, быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
 формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
 овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических параметров;
 овладение основами картографической грамотности;
 овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
 формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня

безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«География», направленные на развитие мыслительной (в том числе знаково-символической) и речевой деятельности; повышение познавательной активности; формирование умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, использовать схемы, шаблоны, алгоритмы учебных действий; создание условий для осмысленного выполнения учебной работы.

Особенности отбора и адаптации учебного материала по географии
Обучение учебному предмету «География» необходимо строить на создании оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровня сформированности их учебно-познавательной деятельности, произвольной регуляции, умственной работоспособности, эмоционально-личностных особенностей и направленности интересов:
 ориентация педагогического процесса на развитие всех сторон личности обучающегося с ЗПР, наиболее важных психических функций, их качеств и свойств;
 преодоление речевого недоразвития на материале курса географии (накопление словарного запаса, овладение разными формами и видами речевой деятельности);
 использование и коррекция самостоятельно приобретенных обучающимися представлений об окружающей природной действительности, дальнейшее их развитие и обогащение;
 учет индивидуальных особенностей и интересов;
 создание комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, повышения познавательной активности обучающихся с ЗПР;
 использование специальных методов, приемов, средств, обходных путей обучения;
 создание здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
 усиление краеведческой составляющей в содержании изучаемого материала.

Краеведческая основа материала усиливает воспитательное воздействие содержания предмета, «приближает» его к обучающемуся. Изучение своего края обеспечивает режим «включенности» обучающегося в сюжет урока, и потому краеведческая составляющая в содержании географии обладает высокими мотивирующими качествами. Формы проведения уроков географии по освоению краеведческого содержания, отличные от традиционных (очная и виртуальная экскурсия, полевая практика, практикум, исследовательская лаборатория и др.), позволяют комплексно воздействовать на обучающегося: активизировать способы восприятия новой информации, воображение, чувственный опыт, облегчить осуществление обратной связи между педагогом и обучающимся, а в конечном итоге – создать условия для роста качества образовательного процесса.
Учет региональных (краеведческих) особенностей обеспечивает достижение системного эффекта в общекультурном, личностном и познавательном развитии обучающихся за счет использования педагогического потенциала региональных (краеведческих) особенностей содержания образования.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня. По содержанию и объему материал должен быть адаптированным для обучающихся с ЗПР. Учитывая особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР программа построена по линейно-концентрическому принципу, предусматривает повторяемость тем. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний обучающимися с ЗПР. Также в программе предусмотрено включение отдельных тем или целых разделов для обзорного или ознакомительного изучения. Данные темы выделены в содержании программы курсивом. Определение количества часов на изучение отдельных тем зависит от контингента обучающихся класса.
Особую сложность составляет формирование опыта пространственного анализа и синтеза, поэтому акцент в коррекционно- образовательной работе следует сделать на развитие у обучающихся с ЗПР словесно-логического мышления, без чего невозможно полноценно рассуждать, делать выводы. В данной связи должна быть четко организована деятельность обучающихся на уроке.

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету
«География»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета
«География» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. Следует усилить виды деятельности, специфичные для данной категории обучающихся, обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования по предмету «География»: усиление предметно-практической деятельности; чередование видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы необходимо использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует уделить обучению структурированию материала: составлению рисуночных и вербальных схем, таблиц с обозначенными основаниями для классификации и наполнению их примерами и др.
На уроках географии широко используются метод практических работ, работа с атласом и контурными картами, которые способствует развитию и коррекции мышления, памяти, внимания, речи, моторики, пространственной ориентировки и активизации познавательной деятельности. Практические работы позволяют формировать у обучающихся с ЗПР более прочные знания по предмету и способствуют овладению практическими умениями и навыками, которые необходимы им для самостоятельной жизни.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР при обучении географии:
 работа с текстом учебника, учебного пособия, научной/научно- популярной информацией (составить план, схему, заполнить таблицу, найти ответ на вопрос);
 воспроизведение учебного материала по памяти (с использованием опорных слов, понятий, инструкций, плана);
 работа с определениями, свойствами и другими географическими понятиями;
 работа с рисунками, таблицами, картами, контурными картами, схемами, таблицами, цифровым материалом по конкретному заданию;
 составление плана помещения, местности по описанию или заданным параметрам;
 работа со справочными материалами, различными источниками информации, словарем терминов;
 конспектирование статей из дополнительного материала;
 анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
 составление плана и последовательности действий.

Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся с ЗПР. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.

Место учебного предмета «География» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «География» входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и является обязательным для изучения. Освоение содержания курса
«География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Содержание учебного предмета «География», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Учебным планом на изучение географии в шестом классе отводится 34 часа: по одному часу в неделю . Курсивом обозначены темы, изучение которых проводится в ознакомительном плане. Педагог самостоятельно определяет объем изучаемого материала.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ

Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана.
Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел.
Пороги и водопады. Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.
Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу.
Практические работы
1.  Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
2.  Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации.
3.  Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы.

Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры

воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли.
Практические работы
1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности. 2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха
и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды.

Тема 3. Биосфера – оболочка жизни
Биосфера – оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле. Исследования и экологические проблемы.
Практические работы
1. Характеристика растительности участка местности своего края.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природно-территориальные комплексы
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв.

Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа (выполняется на местности)
1. Характеристика локального природного комплекса по плану.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
ценностное отношение к достижениям российских ученых- исследователей;
способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной деятельности;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе географических знаний;
знание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, приобретение опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;
понимание активного неприятия действий, приносящих вред окружающей среде;
участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
формирование представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве, адекватной возрасту обучающегося.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать с опорой на алгоритм учебных действий факты и явления в области географии;
создавать с опорой на алгоритм учебных действий схематические модели географических процессов с выделением существенных характеристик объекта;
определять возможные источники необходимых географических сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
использовать вопросы как инструмент познания;

с помощью педагога устанавливать особенности объектов изучения, причинно-следственные связи и зависимости в географических явлениях;
искать или отбирать информацию, или данные из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного информационного поиска;
понимать и умение интерпретировать информацию различных видов и форм представления (географические карты, условные обозначения и т.п.);
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
использовать информационно-коммуникационных технологий;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией
организовывать учебное взаимодействие в группе для решения эколого-географических проблем (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
определять цели обучения географии, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
владеть основами самоконтроля, самооценки, осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения (на примере экологических знаний);
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие дальнейшей работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знать и применять систему знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, осознавать после предварительного анализа роль географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития под руководством педагога; понимать и уметь объяснять с опорой на ключевые слова роль и место географической науки в системе научных дисциплин;
знать и применять базовые знания об основных географических закономерностях, определяющих развитие человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
владеть базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии, уметь их использовать для решения учебных и практических задач;
уметь сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков с опорой на алгоритм учебных действий;
классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств с помощью учителя или с опорой на карту; устанавливать на основе алгоритма учебных действий и/или после предварительного анализа взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально
наблюдаемыми географическими явлениями и процессами;
использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве с опорой на план, ключевые слова;
объяснять после предварительного анализа влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
выбирать с помощью учителя и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач с опорой на алгоритм учебных действий, а также практических задач в повседневной жизни;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве

по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
уметь представлять с помощью учителя в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико- ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов с использованием плана, презентации (с использованием источников дополнительной информации (картографических, Интернет-ресурсов);
уметь оценивать после предварительного анализа характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; решать с опорой на алгоритм учебных действий практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и улучшения, а также задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни человека,
семьи и финансового благополучия.

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «география».

6 КЛАСС
Описывать с опорой на план по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
находить с помощью учителя информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;
приводить с опорой на источник информации примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;
сравнивать с помощью учителя инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;
различать с опорой на источник информации свойства вод отдельных частей Мирового океана;
применять с помощью учителя понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
классифицировать с опорой на алгоритм учебных действий объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;
различать с опорой на источник информации питание и режим рек;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий реки по заданным признакам;
различать с опорой на источник информации понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
устанавливать с помощью учителя причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;
приводить с опорой на источник информации примеры районов распространения многолетней мерзлоты;
иметь представление о причинах образования цунами, приливов и отливов;
описывать с опорой на алгоритм учебных действий состав, строение атмосферы;
определять с опорой на схемы, таблицы тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;
объяснять с опорой на источник информации образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;
различать с опорой на алгоритм учебных действий свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;
устанавливать с помощью учителя зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;
различать с опорой на источник информации: виды атмосферных осадков; понятия «бризы» и «муссоны»; понятия «погода» и «климат»; понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»;
применять с помощью учителя понятия «атмосферное давление»,
«ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
иметь представление о глобальных климатических изменениях для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
проводить измерения с опорой на алгоритм учебных действий: температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме;
иметь представление о границах биосферы;
приводить с опорой на источник информации примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;
различать с опорой на источник информации растительный и
животный мир разных территорий Земли;
объяснять с опорой на алгоритм учебных действий взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;
сравнивать с опорой на источник информации особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;
применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий плодородие почв в различных природных зонах;
приводить с опорой на источник информации примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета
«География» Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Примерной рабочей программы учебного предмета «География» образовательной программы основного общего образования.
Вариант тематического планирования соответствует, если обучающийся с ЗПР осваивает программу в условиях инклюзии .

№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего
Контрольные работы
Практические работы

Раздел 1. Оболочки Земли
1.1 Гидросфера — водная оболочка Земли 9 0.5 1.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414f38

1.2 Атмосфера — воздушная оболочка 11 0.5 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414f38

1.3 Биосфера — оболочка жизни 5 1 0.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414f38

Итого по разделу 25
Заключение. Природно-территориальные комплексы 4 1 0.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414f38

Резервное время 5 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414f38

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 3.5

6 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего
Контрольные работы
Практические работы

Раздел 1. Оболочки Земли
1.1 Гидросфера — водная оболочка Земли 9 0.5 1.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414f38

1.2 Атмосфера — воздушная оболочка 11 0.5 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414f38

1.3 Биосфера — оболочка жизни 5 1 0.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414f38

Итого по разделу 25
Заключение. Природно-территориальные комплексы 4 1 0.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414f38

Резервное время 5 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414f38

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 3.6

6 КЛАСС
(1 час в неделю, всего 34 часа, 5 часов — резервное время)

Тематические блоки, темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Раздел 4. Оболочки Земли (32 часа, их них в 6 классе — 25 часов)
Тема 2. Гидросфера — водная оболочка
Земли
(9 часов) Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы.
Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана.
Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн,
водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера. Использование человеком энергии
воды.
Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу.

Практические работы
1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
2. Характеристика одного из крупнейших озёр России по Называть с опорой на источник информации части гидросферы, источник энергии круговорота воды в природе;
описывать с опорой на план круговорот воды в природе;
описывать с опорой на план по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
различать после предварительного анализа свойства вод отдельных частей Мирового океана;
применять с опорой на источник информации понятия «гидросфера», «круговорот воды»,
«цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
определять с помощью учителя по картам направления тёплых и холодных океанических течений;
приводить с опорой на источник информации примеры стихийных явлений в Мировом океане;
называть с опорой на источник информации причины цунами, приливов и отливов; описывать с опорой на план положение на карте главных океанических течений,
глубоководных желобов и впадин Мирового океана, крупных островов и полуостровов; применять опорой на источник информации понятия «река», «речная система», «речной
бассейн», «водораздел» для объяснения особенностей питания, режима, характера течения рек; различать после предварительного анализа понятия «питание» и «режим реки»; классифицировать по заданным признакам объекты гидросферы (моря, озёра, реки,
подземные воды, болота, ледники);
выявлять на основе представленной информации причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий реки по заданным признакам (при выполнении практической работы № 1);
давать по заданным основаниям географическую характеристику одного из крупнейших озёр России и оформлять в виде презентации (при выполнении в групповой форме практической работы № 2);
приводить с опорой на источник информации примеры районов распространения многолетней мерзлоты;
сравнивать после предварительного анализа инструментарий (способы) получения

плану в форме презентации.
3. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы. географической информации о глубине Мирового океана, о направлении океанических течений, о ледниках и многолетней мерзлоте на разных этапах географического изучения Земли;
приводить с опорой на источник информации примеры изменений в гидросфере в результате деятельности человека на примере мира и России; использования человеком воды; различать с опорой на источник информации понятия «грунтовые, межпластовые и
артезианские воды»; водопроницаемые и водоупорные породы;
объяснять с опорой на источник информации образование подземных вод; сравнивать после предварительного анализа чистоту межпластовых и грунтовых вод;
выявлять с опорой на алгоритм учебных действий существенные признаки артезианских
вод;
находить, использовать и систематизировать с помощью учителя информацию о поверхностных водных объектах своей местности; выбирать оптимальную форму представления географической информации (при выполнении практической работы № 3);
выражать свою точку зрения по проблеме исчерпаемости или неисчерпаемости ресурсов пресной воды на планете;
принимать участие в совместной работе при выполнении учебного проекта о повышении уровня Мирового океана в связи с глобальными изменениями климата;
объяснять после предварительного анализа причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели.

Тема 3.
Атмосфера — воздушная оболочка
(11 часов) Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения.
Роза ветров. Бризы. Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы их отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли.

Практические работы
1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.
2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды. Описывать с опорой на алгоритм учебных действий состав и строение атмосферы; сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий свойства воздуха в разных частях
атмосферы; содержание различных газов в составе воздуха; свойства воздуха в континентальных и морских воздушных массах (температура воздуха, влажность, запылённость);
различать с опорой на источник информации понятия «атмосфера», «тропосфера»,
«стратосфера», «верхние слои атмосферы»;
применять с помощью учителя понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; определять с помощью учителя амплитуду температуры воздуха, тенденции изменений
температуры воздуха по статистическим данным;
устанавливать после предварительного анализа зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей в течение суток и в течение года на примере своей местности на основе представленных данных;
определять с помощью учителя различие в температуре воздуха и атмосферном давлении на разной высоте над уровнем моря при решении практико-ориентированных задач;
различать с опорой на источник информации виды облаков и связанные с ними типы погоды;
проводить измерения основных элементов погоды с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер);
различать с опорой на источник информации относительную и абсолютную влажность воздуха;
называть с опорой на источник информации причины образования облаков, тумана; различать с опорой на источник информации виды атмосферных осадков;
объяснять с опорой на источник информации направления дневных и ночных бризов, муссонов;
различать с опорой на источник информации понятия «погода» и «климат», «бриз» и
«муссон»;
объяснять с опорой на источник информации годовой ход температуры воздуха на разных географических широтах;
объяснять с помощью учителя влияние различных климатообразующих факторов на климат отдельных территорий; зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;
различать с опорой на источник информации климатические пояса Земли;
приводить с опорой на источник информации примеры стихийных явлений в атмосфере; влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
систематизировать с помощью учителя географическую информацию в разных формах (при выполнении практической работы № 1); устанавливать зависимость между температурой воздуха и его относительной влажностью на основе анализа графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности (при выполнении практической работы № 2); выбирать после предварительного анализа географическую информацию о глобальных
климатических изменениях;
находить в текстах информацию, характеризующую погоду и климат своей местности.

Тема 4. Биосфера — оболочка
жизни (5 часов) Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в океане. Изменение животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на
Земле.
Исследования и экологические проблемы.

Практические работы
1. Характеристика растительности участка местности своего
края. Описывать с опорой на алгоритм учебных действий существенные признаки биосферы; границы биосферы;
приводить с опорой на источник информации примеры: приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах в Мировом океане с глубиной и географической широтой; густо- и малозаселённых территорий мира с использование географических карт; экологических проблем, связанных с биосферой;
выбирать с помощью учителя оптимальную форму представления географической информации;
находить с опорой на алгоритм учебных действий информацию о состоянии окружающей среды своей местности (при выполнении практической работы № 1);
работать по заранее составленному плану учебного исследования по установлению причинно-следственных связей изменения животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой;
описывать с опорой на алгоритм учебных действий растительность, устанавливать связи между компонентами природы (при выполнении практической работы № 1);
проводить с опорой на план наблюдения, фиксировать, и систематизировать их результаты;
принимать участие в совместной работе, принимать цель совместной деятельности.
Заключение

Природно-
территориаль ные
комплексы (4 часа) Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Практическая работа (выполняется на местности)
1. Характеристика локального природного комплекса по
плану Применять с помощью учителя понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
приводить с опорой на источник информации примеры взаимосвязи оболочек Земли; используя климатические и почвенные карты сравнивать после предварительного
анализа почвы разных природных зон по естественному плодородию;
называть с опорой на источник информации факторы, влияющие на образование почвы; объяснять с помощью педагога взаимосвязи компонентов природно-территориального
комплекса (при выполнении практической работы № 1); описывать круговороты вещества на Земле;
приводить с опорой на источник информации примеры особо охраняемых территорий мира и России; природных объектов списка Всемирного наследия ЮНЕСКО;
называть с опорой на источник информации причины необходимости охраны природы; сохранения биоразнообразия планеты;
извлекать информацию о выявлении примеров путей решения экологических проблем из различных источников.

6 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов Дата изучения
Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего
Контрольные работы
Практические работы

1 Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы 1 0 0 04.09.2023 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886530d4

2 Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения 1 0 0 11.09.2023 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886531ec

3 Мировой океан и его части 1 0 0 18.09.2023 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88653502

4 Движения вод Мирового океана. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана 1 0 0 25.09.2023 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886536e2

5 Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах. Реки. Практическая работа «Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам» 1 0 0.5 02.10.2023 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88653994

6 Озёра. Профессия гидролог. Практическая работа «Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации» 1 0 0.5 09.10.2023 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88653b2e

7 Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использования. Минеральные источники 1 0 0 16.10.2023 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88653e12

8 Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог. Многолетняя мерзлота 1 0 0 23.10.2023 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88653f5c

9 Человек и гидросфера. Практическая работа «Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы» 1 0 0.5 06.11.2023 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88654074

10 Резервный урок. Обобщающее повторение. Контрольная работа по теме «Гидросфера — водная оболочка Земли» 1 0.5 0 13.11.2023
11 Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы 1 0 0 20.11.2023 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88654466

12 Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха 1 0 0 27.11.2023 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886545c4

13 Годовой ход температуры воздуха 1 0 0 04.12.2023 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886546e6

14 Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров 1 0 0 11.12.2023 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88654844

15 Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Облака и их виды. Туман 1 0 0 18.12.2023 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886549ca

16 Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков 1 0 0 25.12.2023 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88654b14

17 Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Практическая работа «Представление результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы ветров» 1 0 0.5 08.01.2024 Билиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/88654c54

18 Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря 1 0 0 15.01.2024 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88654f2e

19 Человек и атмосфера. Адаптация человека к климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере 1 0 0 22.01.2024 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886551a4

20 Профессия метеоролог. Практическая работа «Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды» 1 0 0.5 29.01.2024 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88655302

21 Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог 1 0 0 05.02.2024 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865541a

22 Резервный урок. Обобщающее повторение. Контрольная работа по теме «Атмосфера — воздушная оболочка» 1 0.5 0 12.02.2024
23 Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог 1 0 0 19.02.2024 Билиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/88655654

24 Растительный и животный мир Земли. Его разнообразие. Практическая работа «Характеристика растительности участка местности своего края» 1 0 0.5 26.02.2024 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886557c6

25 Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах 1 0 0 04.03.2024 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88655942

26 Жизнь в океане. Изменение животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой 1 0 0 11.03.2024 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88655af0

27 Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле. Исследования и экологические проблемы 1 0 0 18.03.2024 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88655e24

28 Резервный урок. Контрольная работа по теме «Биосфера — оболочка жизни» 1 1 0 01.04.2024
29 Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс 1 0 0 08.04.2024 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88655f50

30 Природные комплексы своей местности. Практическая работа «Характеристика локального природного комплекса» 1 0 0.5 15.04.2024 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886560ae

31 Круговороты веществ на Земле 1 0 0 22.04.2024 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865627a

32 Почва, её строение и состав. Охрана почв 1 0 0 29.04.2024 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886563ba

33 Резервный урок. Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО 1 0 0 06.05.2024 Билиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886564dc

34 Резервный урок. Обобщающее повторение. Контрольная работа по теме » Природно-территориальные комплексы» 1 1 0 13.05.2024
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 3.5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1.География. Начальный курс . 6 класс.А.А. Летягин
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на
уроках географии : 6–9 классы : методическое пособие.
2.Летягин А.А. География : 6 класс : рабочая тетрадь
к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Единая коллекция ЦОР.
2)География 6-9 классы. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/
3) География. Планета Земля. 6 класс. http://school-